Мегабанк. Между строк.

Yevhen Dubohryz
5 min readJan 4, 2022

Часть первая.

В конце прошлого года написал короткий пост про Мегабанк. Из одного слова — собственно, названия банка, грустного смайлика и двух графиков. Зашедшие в ленту банкиры, надзорщики и банковские аналитики, конечно, правильно все поняли. Все остальные, наверное, не очень — показательный комментарий от Олександра Верголяса «Я не эксперт но походу ему глина, да?».

Попробовал расшифровать. Что означают эти цифры и графики.

Коротко, по сути, примерно следующее.

1. У банка большие проблемы с капиталом. Нехватка капитала. Самое, наверное, страшное, что может быть с банком в нынешних условиях.

2. Акционеры не могут или не хотят решать проблемы, то есть дать банку денег

3. Нацбанк должен принять какое-то болезненное решение. Болезненное или для себя, или и для себя и для банка одновременно.

Что случилось?

Нацбанк провел оценку стойкости банков. Она состоит из двух частей. Первая — оценка качества активов (или AQR, Asset Quality Review), то есть, все ли банк корректно отображает в отчетности, не занижает ли риски, не завышает ли стоимость активов, правильно ли считает ожидаемые убытки и правильно ли формирует резервы/начисляет кредитный риск. Вторая — стресс-тестирование — что будет с банком в будущем, если он останется таким же (по структуре активов и пассивов), как на момент проведения стресс-теста. В базовом сценарии, когда особых шоков не предвидится, и в негативном сценарии, когда в экономике кризис. Способен ли банк зарабатывать в нормальных условиях и в условиях кризиса. Если да — хорошо. Если нет, значит, банку нужно либо менять бизнес-модель (простыми словами — работать по-другому, зарабатывать на чем-то другом, чем сейчас или работать как сейчас, но «более лучше»). Либо акционер должен постоянно вливать в банк капитал, чтобы компенсировать убытки — но это непрактично, никто не будет спонсировать вечно убыточный бизнес, если это, конечно, бизнес.

Оценку стойкости НБУ официально закончил в сентябре. Дальше у банков, для которых оценка показала, что капитала не хватает, началось то, что на внутреннем сленге называется «домашняя работа». Что это такое? Вариантов много — и переформатирование кредитного портфеля, переоформление кредитов на более стойкие компании внутри бизнес-групп (там, где так можно). Дополнительные залоги. Перебалансировка, если так можно выразиться, структуры активов, например, если в будущем ожидаются убытки от процентного риска (то есть, от падения стоимости ценных бумаг в результате роста ставок), то продать ОВГЗ и выдать больше кредитов, если убытки — от кредитного риска — то наоборот. Для каждого банка это отдельная история, которую они и прорабатывают вместе с регулятором вплоть до конца декабря.

После чего НБУ публикует полную статистику оценки стойкости. Что показала AQR, что показали стресс-тесты по каждому из банков, какие меры приняли банки, чтобы не допустить убытков в будущем. И конечно, хватает ли капитала тому или иному банку. По всем банкам, которые проходили стресс-тесты. Индивидуально.

Из опубликованных данных по оценке стойкости в 2021 году следует, что

А. Cдомашней работой банки (и НБУ) в целом справились.

В. Все еще остается пять банков, у которых, даже с учетом домашней работы, есть нехватка капитала (первый рисунок, «Графік 4»). Это Форвард, Львов, Правекс, Альянс и Мегабанк*.

Пяти банкам не хватает капитала

С. Мегабанку хуже всего. Самый большой разрыв между фактической адекватностью капитала и требуемой адекватностью капитала. Фактическая — 8.7%. Необходимая — 40.0%. То есть разница в четыре с половиной раза.

*те банки, для которых «салатовый кружочек» на графике находится правее «зеленой ленты». Например, у Правекса адекватность основного капитала — «зеленая лента» — на 1 декабря около 25.2%, а нужно, по стресс-тесту, 29.1%.

D. Мегабанк — единственный из банков, у которого даже в базовом сценарии стрес — тестирования, не негативном, а базовом, получился отрицательный капитал (видно из цифр). И, более того, — банк уже фактически нарушил норматив адекватности капитала на 1 января прошлого года. AQR показала, что банк переоценил какие-то активы, в реальности стоимость активов на 143 млн грн меньше, чем банк отразил в отчетности. Итого фактическая адекватность капитала у него была 5.6%. При нормативе в 7.0%. Это, к слову, исправили — на 1 декабря была 8.7%. Но, смотрим предыдущий пункт, необходимая адекватность, для того, чтобы выдержать даже базовый, беспроблемный сценарий, должна быть 40%.

Цифры это не потребность в капитале, как можно бы подумать. Потребность больше — банку же нужно выдерживать экономические нормативы — адекватности основного и регулятивного капитала, 7% и 10% соотвественно

Е. Про домашнюю работу. Из графика ниже следует, что домашней работы банк не делал. Даже не «не сделал», а «не делал». Как по результатам стресс-теста, так и после домашней работы необходимый уровень адекватности ОК — 40%, а РК — 41.5%. Ни изменилось ничего. Почти у всех других банков поменялось.

Что это означает? Либо у банка нет никаких возможностей трансформировать кредитный портфель и структуру активов. Нет возможностей взять дополнительные залоги. Либо акционер не хочет или не может внести дополнительный капитал. Если говорить грубо, чихать акционер хотел и на стресс-тесты и на требования НБУ. Либо и то и другое — и у банка нет возможностей, и акционер не готов помогать.

Почему это случилось? «Это» — в смысле, такие большие ожидаемые убытки банка и нехватка капитала даже без шоков в экономике. Предполагаю, дело в качестве кредитного портфеля. Большего сказать не могу, это будет уже нарушение закона, который запрещает экс-НБУшникам разглашать информацию о банках, а с Мегабанком приходилось работать очень много, долго, и даже, как ни странно, во многом успешно. Часть тогдашних проблем действительно удалось совместно решить (например, проблему связанных кредитов, ох, долго бились). Жаль, что хватило ненадолго.

То есть, в сухом остатке. Банку нужны деньги**. Денег у акционеров нет, или не хотят давать. НБУ в теории может вывести банк с рынка.

/** кстати, сколько нужно. Давайте попробуем навскидку посчитать. Сейчас адекватность 8.71%. Чтобы она стала 40%, как требует стресс-тест, при неизменной величине активов, взвешенных на риск (RWA), необходимо внести дополнительно примерно 2.85 млрд грн — тогда основной капитал станет 3.64 млрд, RWA 9.1 млрд, делим одно на второе, получаем 40%. Это не очень корректный расчет — RWA с новым капиталом тоже поменяются, не будет же банк держать все деньги в кэше, или ОВГЗ/облигациях Укравтодора — так что сумма, наверное, должна быть больше, и рассчитывается итерационно. Но в первом приближении 2.85 млрд грн докапитализации вполне ок/

Так что, минус один банк? Далеко не факт. Мне кажется, и в самом НБУ до конца не определились, что делать с банком, хотя это лишь предположение. Хороших ходов за Нацбанк в этой истории я сейчас не вижу. Любое решение будет болезненным. Хотя, нет, пожалуй, есть один возможный ход, но для него должно совпасть столько обстоятельств, что мне он не кажется вероятным.

Какие есть варианты и вообще, что дальше. Об этом во второй, условно назову ее «надзорной», части. Окончание следует.

Sign up to discover human stories that deepen your understanding of the world.

Free

Distraction-free reading. No ads.

Organize your knowledge with lists and highlights.

Tell your story. Find your audience.

Membership

Read member-only stories

Support writers you read most

Earn money for your writing

Listen to audio narrations

Read offline with the Medium app

Yevhen Dubohryz
Yevhen Dubohryz

Written by Yevhen Dubohryz

Ukrainian banks and banking supervision

No responses yet

Write a response